Перейти к содержимому


Фотография

Санчин или для чего напрягаются каратисты


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 76

#1 Eraser

Eraser

    Архат

  • Пользователи
  • 2 005 сообщений
  • Gender:Male

Отправлено 05 Сентябрь 2014 - 11:03

 

 

Раз зашла тема о напряжениях в южных стилях. Решил открыть здесь эту тему. Ну и небольшая компиляция мнений:

 

Одно из самых противоречивых Ката в Боевых искусствах. Практикам которого пророчат от пресловутой "железной рубахи" до геморроя.
Где истина, в чем сила данного ката?!

 

Мне Санчин просто нравится. Лично мне это ката дало ощущение тандена, укоренение и помогло стабилизировать психику. Когда делаю Санчин, мысли перестают скакать, как обезьяны biggrin.gif . И еще - Санчин дает ощущение тела как единого целого. Начинаешь чувствовать себя снарядом, который можно послать в цель. Такие вот мысли

 

Про геморрой мне понравилось-смешно.

Лично я,люблю и практикую только Санчин и Теншо.Кроме них нравится Тцуки-но-ката.Стараюсь делать Санчин в начале тренировки,а Теншо в конце.Иногда всю тренировку посвящаю этим ката,обычно тогда,когда плохое настроение или когда душевное равновесие нарушено.
Остальные ката тренирую только перед аттестациями,а освободившееся время посвящаю работе на мешке,физухе и спаррингам-не буду утверждать,что это правильный подход,но я выбрал его.Кстати,недавно специально ездил в другой город,чтобы посмотреть в живую на Кудо.Признаюсь-не впечатлило.Лично меня не впечатлило.Это то от чего я ушёл уже много лет назад из подвальных тренировок в карате:мне нравится ката,кихон,жёсткая дисциплина.Нравиться тренировать в лесу или на берегу Днепра Санчин и Теншо,уходить в себя в эти моменты.Кудо этого не даёт.
Видел,как человек,делая Санчин,потел так,что закончив ката выжимал пот из куртки.Честное слово,сейчас мне кажется,что в прикладном аспекте от этих ката много больше пользы человек получает,чем от зазубренных десятка остальных ката.Конечно,бой на улице в Санчин-дачи никто вести не будет,но ведь эти две ката и не то тренируют.

Очень хотелось бы в этой ветке пообщаться с людьми,практикующими целенаправленно Санчин и Теншо,поделиться опытом и примерами исполнения.Где можно увидеть исполнение данных ката на видео,но без счёта?

С уважением и надеждой на продолжение диалога.

Нас тоже при сдаче на зеленый пробивали: нужно было подряд 2 раза прокрутить ката, ассистенты тем временем били в пах, солнечное сплетение, лоу, и по плечам. Особо злобные инструктора иногда пробивали в солн. сплетение на вдохе.
Из всех ката больше всего люблю именно санчин, чувствую смысл smile.gif .

Видел как в годзю-рю санчин сдают - со стороны там действия ассистента больше похожи на хлопки, толчки с целью проверки устойчивости позиции. В подробности не вникал, но интересно как они к этому делу подходят.

Даже в пах пробивали.Тут вся фишка была в том,что если ты в Санчин-дачи правильно стоишь,то у тебя ягодицы должны быть напряжены и опущены на пару см. ниже важных органов.Пробивали,конечно не классическим кин-гери-там другая траектория,а прямой ногой,строго снизу вверх.Зрелище было ужасное,особенно для зрителей.
А когда на аттестациях Сенсеи пробивали так мае-гери первым рядам,то у вторых и даже третьих рядов,было развито до автоматизма расходиться в стороны и дать пролететь коллеге мимо них.

 

Хлопки и толчки нужны для того,чтобы проверить правильное напряжение торса.
При обучении они помогают научиться напрягать каждую мышцу.

 

Ката Санчин в школе Годзю-рю
"Каратэ школы Годзю-рю начинается и заканчивается ката Сантин"
Особое место в практике каратэ Годзю-рю занимает ката Сантин - "Три битвы". Недаром основателю этой школы, одному из лучших мастеров каратэ Окинавы XX в. Мияги Тёдзюну (1888-1953) приписывают слова: "Каратэ школы Годзю-рю начинается и заканчивается ката Сантин". Действительно, все без исключения мастера Годзю-рю заявляли и заявляют о том, что основой методики Мияги было именно это ката.

Как зафиксировано в лекциях, которые Мияги читал в Киото в 1936 г., к базовым формальным комплексам (кихон-ката) каратэ "относятся прежде всего Сантин, Тэнсё и Найхантин , целью которых является формирование мощной структуры тела и укрепление боевого духа посредством гармонизации дыхания и силы в правильной позиции". Его последователи утверждают, что мастер не уставал повторять: "Это ката необходимо выполнять по 30 раз в день. Если бы кто-то отрабатывал эту форму всю свою жизнь, то ему не нужно было бы изучать ещё что-либо. В Сантине есть всё".

В том направлении каратэ, которое Мияги унаследовал от своего учителя Хигасионны Канрё (1853-1915), новички начинают изучать данный комплекс, как только освоят правильные передвижения в стойках и простейшие технические действия, и продолжают каждодневно совершенствоваться в его исполнении всю жизнь, даже став мастерами. "Что же такого привлекательного и ценного в комплексе, в котором используется только одна-единственная стойка, а количество технических действий не достигает и десятка"? - спросит читатель, не знакомый с Годзю-рю. Ну, что же, постараемся ответить на этот вопрос.
"Три года только Сантина"
Часто можно прочитать, что ученики Мияги Тёдзюна утверждали, что мастер заставлял новичков в течение целых трех лет повторять только упражнения разделов юби-ундо (разминка, основанная на движениях из ката), ходзё-ундо (укрепляющие упражнения с тяжестями), кихон-вадза (базовая техника) и ката Сантин . Это, якобы, должно было укрепить адептов и духовно, и физически. На первый взгляд, ничего особенно странного и подозрительного в этих утверждениях нет - уж очень мы привыкли к рассказам о сверхнагрузках, которым, якобы, подвергали себя мастера прошлого. Ну, а если задуматься?

Во-первых, осмелюсь предположить, что изо дня в день по часу или два на протяжении трёх лет повторять одни и те же движения могут, пожалуй, только роботы. Это ж какая сила мотивации должна быть у человека, какая устойчивость психики! Если такое кому-то и под силу, то только взрослым людям, хорошо знающим, что они хотят. Конечно, в принципе, ничего невозможного в этом нет: я сам на протяжении двух лет после каждой тренировки по 4-5 раз повторял ката Сантин и продолжаю повторять его сейчас, хотя и в менее активном режиме, и все же сомнительно, чтобы такая методика была стандартной. Например, возникает вопрос: как же такую методу выдерживали 14-16 летние учащиеся Коммерческого училища г. Наха (Наха сёгё кото гакко), которым преподавал каратэ Мияги? Вряд ли, он и их тренировал в соответствии с "традициями".

Другой пример, вызывающий недоумение: Мияги совсем недолго пробыл на Гаваях и в Японии, где преподавал каратэ. Не знаю, как гавайцы, а из японских учеников Мияги вышло немало мастеров, которые знали все 13 ката школы Годзю-рю. Что же, получается, что мастер создал для них "ускоренный курс", нарушил "методу"?

Размышляя над этими фактами, я пришел к выводу, что, скорее всего, ката Сантин, при всем его огромном значении, все же не посвящали так много времени, как об этом часто рассказывают. Прямое подтверждение своей догадке я нашёл в интервью, которое взял у Тогути Сэйкити, чьими учителями были Хига Сэйко и Мияги Тёдзюн, представитель организации Сёрэйкан в США Скот Ленци. На вопрос, правда ли в додзё Мияги ученики так долго изучали Сантин, Тогути с улыбкой ответил: "На самом деле нет. Да, Мияги заострял внимание на том, как важно повторять Сантин, и всё".

Итак, "три года только Сантина" в начале обучения - всего лишь миф, рожденный людской молвой и желанием преувеличить суровость тренинга Мияги, что-то вроде "…а вдоль дороги мёртвые с косами стоят". К сожалению, подобные мифы мешают нам разобраться, какая же методика на самом деле использовалась окинавскими мастерами, в частности Мияги Тёдзюном, в первой воловине ХХ в.
Версии Хигасионны и Мияги
Занимаясь историей каратэ, убеждаешься, что выяснить, что представляло собой это боевое искусство в XIX в., практически невозможно. Слишком мало у нас имеется материалов, слишком много воды утекло, слишком многое в каратэ изменилось. Точно так же достоверно неизвестно и то, как выглядело ката Сантин первоначально.

Ученики Мияги утверждают, что он привнёс много нового в способ выполнения Сантина по сравнению с вариантом, которому учил Хигасионна Канрё. Хигасионна, якобы, выполнял все прямые удары кончиками пальцев (нукитэ), а Мияги, стремясь организовать обучение в соответствие с принципом перехода от простого к сложному и принимая во внимание приверженность окинавцев ударам кулаком в макивару, решил, что будет целесообразнее выполнять Сантин с руками, сжатыми в кулаки.

С другой стороны, Кёда Дзюхацу, один из лучших учеников Хигасионны и основатель школы Тоон-рю ("Школа Хигасионны"), утверждал, что его учитель не настаивал на едином способе выполнения ударов и предлагал ученикам на выбор прямые удары кулаком или кончиками пальцев. Впрочем, и Кёда, и Мияги предпочитали сжатые кулаки.

Есть неясность и в вопросе, как изначально выглядела сама стойка сантин, которая используется в одноименном ката. Так, если Мияги настаивал на том, что стопы необходимо держать подвёрнутыми внутрь, то Кёда выполнял эту позицию более свободно, со стопами практически параллельно друг другу. Впрочем, от современных мастеров Годзю-рю мне приходилось слышать, что с ростом мастерства позиция может менять свои очертания, стопы постепенно разворачиваются параллельно, и каратист перестает напоминать косолапого мишку. Связано это, прежде всего, с тем, что человек, научившись держать напряжёнными внутренние мышцы бёдер, ягодицы и живот, может позволить себе такую "вольность", поскольку и без сохранения прежней формы позиции максимально "закрывает" все уязвимые зоны своего тела.

Другое новшество, которое приписывают Мияги, - введение новой схемы передвижений. В версии Хигасионны каратист делал 3 шага вперёд, затем разворачивался, вновь делал 3 шага вперёд, опять разворачивался и заканчивал комплекс. Получалось, что в ката представлены только шаги вперед и совсем нет шагов назад. В варианте ката Сантин Мияги делают 3 шага вперёд и столько же в обратном направлении.

Варианты Хигасионны и Мияги (в настоящее время в некоторых ветвях Годзю-рю, сохраняющих оба варианта, версию Мияги именуют "Сантин-дай-ити" - "Сантин № 1" - или просто "Сантин", а версию Хигасионны - "Сантин-дай-ни" - "Сантин № 2") отличаются также началом. В варианте Хигасионны каратист после поклона принимает стойку хэйко-дати (стопы параллельно на ширине плеч), руки перед собой и сжаты в кулаки, а в варианте Мияги ката начинается с принятия стандартной для окинавского Годзю-рю позиции Ёй - ладони раскрыты и располагаются одна на другой перед пахом, ноги находятся в положении мусуби-дати (пятки вместе, носки врозь). Примечательно, что все ката окинавского Годзю-рю начинаются с первого положения, тогда как "японцы" (т.е. представители японской ветви школы) предпочитают вариант Хигаонны. Как рассказал мне английский мастер Боб Ганибал, Мияги Тёдзюн первоначально преподавал вариант Хигасионна, но перед второй мировой войной, якобы, решил ввести более "агрессивный" вариант со сжатыми кулаками. Поэтому-то ученики Мияги, занимавшиеся у него в разное время, и передают разные варианты ката Сантин.

Наконец, варианты Хигасионны и Мияги отличаются постановкой дыхания. Как утверждает один из ведущих мастеров Годзю-рю современности Хигаонна Морио, Хигасионна Канрё рекомендовал использовать в этом ката достаточно резкие вдохи и выдохи, тогда как его ученик Мияги, акцентируя оздоровительный аспект тренинга, настаивал на том, что дышать нужно несколько мягче и медленнее. От исследователя истории каратэ Джо Свифта, я узнал, что ходили слухи, будто Мияги страдал астмой и потому не мог дышать так резко, как Хигасионна. Сам я думаю, что это только домысел, но он позволяет нам взглянуть на данный аспект Сантин-ката под несколько иным углом зрения.
©, Авторские права: Долгачев Павел

 

Ката Санчин в школе Годзю-рю часть 2.

В Сантине есть всё!
Я уже приводил слова Мияги Тёдзюна: "В Сантине есть всё". А что, собственно, есть это "все"? Давайте попробуем разобраться, что дает нам практика ката Сантин.

№ Действие Подразумеваемый эффект
1 Готовимся выполнять ката, выпрямляем спину. Тренируем устойчивость и равновесие. Даже мельчайших колебаний тела быть не должно.
2 Становимся таким образом, чтобы колени были направлены навстречу друг другу, а стопа передней ноги повернута чуть внутрь, под углом 15-20° по отношению к линии атаки. Напрягаем внутренние мышцы бедра и ягодичные мышцы, чтобы закрыть гениталии от возможных атак ногами (ноги согнуты в коленях, но расстояние между ними остаётся таким, чтобы было удобно стоять). Даже развернувшись в "фас", то есть так, как и выполняется ката, мы имеем возможность "собрать" своё тело так, что при ударе снизу нога противника не достанет до нашего паха. Мне доводилось слышать о том, будто мастера каратэ прошлого умели "втягивать в себя" яички. Я в это не верю. Думаю, что на самом деле таз просто-напросто подворачивается вперёд, при этом внутренние "механизмы" подтягивают яички вверх, но не более чем на 3-4 см. Вместе с "подобранным" тазом это составляет довольно значительное расстояние. Кроме того, бьющую ногу противника встречают внутренние мышцы бедер, и не дают ей пройти вверх, к цели. В мае 1994 г. на семинаре в Москве мастер Хигаонна Морио, 9-й дан, проводил проверку эффективности исполнения ката Сантин на своём английском ученике Джордже Эндрюсе. Присутствовавшие там спецназовцы, видя мощные удары ногой в область паха, восхищённо восклицали: "Во, блин, удар держит"! Они не понимали, что гениталий Джорджа нога Хигаонны не достигает. Кроме того, разворот коленей вовнутрь позволяет убрать из-под ударов нервы, которые проходят по боковым сторонам бедер. Это даёт определённое преимущество в ближнем бою: можно принимать и выдерживать удары по бёдрам (лоу-кик или гэдан-маваси-гэри).
3 Пытаемся держать позвоночник абсолютно (!) ровно. Выравнивание позвоночника требует особого внимания. Полезно встать спиной почти вплотную к столбу или к какому-нибудь углу и, манипулируя мышцами пресса, ног и ягодиц, попытаться выстроить вертикаль позвоночника параллельно стене. Выполнить эту задачу без ряда действий, которые описаны ниже, невозможно. По канонам Годзю-рю, равно как и по канонам дзэнской медитации, для того, чтобы энергия ки свободно двигалась по каналам тела, необходимо, чтобы участок, по которому она движется, был прямым. В выпрямлении позвоночника я вижу ещё одну задачу: для нанесения мощных ударов требуется, чтобы широчайшие мышцы спины, участвующие во вращательных движениях, были слегка напряжены, а для повышения КПД вращательного движения необходимо, чтобы позвоночник был абсолютно прямым, а мышцы спины напрягались так же активно, как и мышцы пресса и боковые (косые) мышцы туловища.
4 Формируем "бочонкообразный" живот. Это необходимо для того, чтобы можно было безболезненно принимать на себя удары руками и ногами. Так, боец, практикующий Годзю-рю, может принимать довольно сильные "воздействия" на область почек как прямо со спины, так и сбоку.
5 Учимся в момент выдоха подтягивать живот именно таким образом, чтобы сохранялась "бочонкообразная форма" и вертикаль позвоночника.
6 Учимся переносить ударные воздействия на отдельные участки тела (одни из них переносят удары без особого вреда, другие требуют долгой и осторожной подготовки, чтобы противостоять атакам противника, а третьи вообще невозможно подготовить к приему ударов).
7 Учимся держать голову ровно. При атаках спереди подбородок должен быть "притоплен", немного прижат к шее. Хотя голова и стоит жёстко, гибкость шеи сохраняется.
8 Учимся нескольким типам дыхания. Проработка ката Сантин позволяет научиться сочетать дыхание с движениями, хотя боевое дыхание отличается от дыхания, используемого при исполнении Сантин-ката: в столкновении нужно дышать тихо, чтобы противник не смог понять ваш ритм дыхания.
9 Тренируем выносливость. Мышечное напряжение и жёсткое дыхание позволяют укрепить легкие и повысить выносливость мышц.
10 Шаг при отработке Сантин-ката выполняется таким образом, чтобы стопа двигалась по дуге и проходила путь около ? овала (у мастеров этот путь значительно сокращается). При правильном напряжении ног и ягодиц человек, выполняющий ката, будет двигаться точно вперёд. Новички обычно неправильно переносят вес тела с ноги на ногу, и центр тяжести у них движется прямо над той стопой, которая перемещается. Таким образом, тело "заносит" и оно зачастую разворачивается чуть боком, чего делать нельзя, корпус должн быть постоянно развёрнут "в фас".
11 Стопа ноги при шаге движется, опираясь на внутреннее ребро стопы с высоко приподнятыми пальцами. Эффект прост: чтобы сохранять напряжение мышц тела и особенно ягодиц и живота, необходимо плотно прижимать стопу к полу. Боевой эффект также очевиден: в любых перемещениях, будь то выпады или скольжения, присущие Годзю-рю, пальцы босой ноги намного лучше защищены от травм при столкновении с неровностями поверхности. В условиях спортзалов или ситуациях боя на современных улицах, это, однако, не имеет такого значения, как в старину.

Много этого или мало? По-моему, вполне достаточно для того, чтобы Сантину следовало уделять самое пристальное внимание в изучении каратэ.
Симэ
Ката Сантин может выполняться также с проверкой "симэ" - "сжатия", "напряжения" мышц, позволяющего выдерживать удары противника. Эта проверка осуществляется следующим образом: один человек выполняет ката, а ассистент пытается ему "противостоять". Сначала он проверяет верность расположения стоп, уровень согнутых колен, устойчивость и правильность напряжения мышц ног. Затем начинает хлопать исполнителя по плечам (проверяет, вертикально ли расположен позвоночник) и препятствовать движениям рук. Но самое интересное для зрителей - удары чуть ли не во все области, кроме головы. Используются удары ногами по бёдрам, кулаком в живот, локтями в область почек. Для проверки правильности постановки ног проверяющий (обычно это наставник) пытается попасть ногой в пах! Если колени достаточно сведены, ничего страшного с учеником не случится. Надо отметить, что расстояние между коленями достаточно для того, чтобы прошла бьющая нога. Секрет в том, что ногу противника задерживают мышцы внутренних поверхностей бёдер.

Надо сказать, что назначение проверки симэ отнюдь не в демонстрации возможностей принимать сильные удары, хотя для простодушных зрителей, ничего не понимающих в боевых искусствах, она является одним из наиболее зрелищных моментов в показательных выступлениях. На деле, учитель должен помочь ученику освоить главные принципы Годзю-рю. Приведем порядок проведения проверки симэ, поскольку он имеет столь же большое значение, как и сама техника выполнения ката.

1. После поклона каратистов друг другу проверяющий (условно "сэнсэй") заходит сзади и, прежде всего, проверяет, прижаты ли внутренние рёбра ступней к полу, а потом делает то же самое с внешними рёбрами.
2. Взяв ученика за щиколотки, "сэнсэй" помогает ему "укоренить" стопы, закрепить позицию, почувствовать силу своих ног.
3. "Сэнсэй" подходит к ученику спереди и проверяет, правильно ли согнуто колено передней ноги. Затем, чтобы проконтролировать напряжение ног, ставит свою стопу перед стопой исполнителя и медленно и аккуратно надавливает своим коленом на его колено. Если мышцы ног напряжены достаточно, нога не поддастся.
4. "Сэнсэй" заходит сзади и наносит два-три шлепка подряд по бёдрам ученика для того, чтобы проверить, напряжены ли их мышцы.
5. Точно так же наносятся шлепки по верхней части ягодичных мышц.
6. "Сэнсэй" наносит (для начала медленно!) удар ногой промеж ног ученика. Стопа должна идти прямо снизу, поскольку при ином выполнении приёма гениталии будут задеты в любом случае.
7. "Сэнсэй" несильно тыкает кончиками пальцев в нижнюю часть живота (тандэн) и давит ими некоторое время, дабы удостовериться, что напряжение мышц живота не спадает.
8. "Сэнсэй" проверяет, выпрямлен ли позвоночник исполнителя ката. Для этого он скользит рукой от затылка до копчика. "Впадин" быть не должно.
9. Затем "сэнсэй" кладет руки на плечи ученику, чтобы тот приготовился выдержать некоторое напряжение, и хлопает по ним сверху. В этот момент испытуемый должен максимально напрячься. Руки "испытателя" при хлопке движутся прямо вниз, таз опускается, чтобы ученик почувствовал, прежде всего, давление, а не удар.
10. "Сэнсэй" ещё раз проверяет, выровнен ли позвоночник.
11. Когда ученик выводит руки в удар, "сэнсэй" подставляет (с самого начала движения) ладонь прямо напротив кулака и оказывает сопротивление, но не слишком сильно. Ученик должен сохранять равновесие и не проваливаться, если неожиданно убрать препятствие. Вторая рука наставника при этом придерживает другую руку испытуемого.
12. "Сэнсэй" оказывает сопротивление рукам исполнителя, когда тот возвращает их в позицию тюдан-сантин-камаэ.
13. Когда исполнитель переходит к выполнению моротэ-осаэ-укэ (давящего блока двумя руками), "сэнсэй" проделывает то же самое. При этом его сопротивление направлено не навстречу кончикам пальцев, а к рёбрам и основаниям ладоней. Иными словами, в конечном положении, когда ладони ученика направлены вниз, сопротивление идёт вверх, сбоку, и изнутри (во время трех разных повторов блока).
14. Точно так же "сэнсэй" оказывает сопротивление и при исполнении на торагути (блок/удар "пасть тигра") или маваси-укэ ("круговой блок").
15. "Сэнсэй" должен следить за покраснением кожи испытуемого. При этом не должно быть значительного покраснения кожи лица, а удары не должны вызывать видимого эффекта. "Испытатель" должен также следить за тем, чтобы дыхание исполнителя было скоординировано с движениями.
16. "Сэнсэй" должен дать "продышаться" ученику и проконтролировать его состояние.

Рекомендовать практиковать Сантин занимающимся каратэ мне, конечно, хотелось бы, но, к сожалению, даже среди людей, именующих себя специалистами Годзю-рю, очень мало тех, кто мог бы показать и объяснить правильное исполнение этого ката.
©, Авторские права: Долгачев Павел

 

Санчин-но-ката Материал взят из учебно-методического пособия "Карате" Н.М. Вовк
22:41:55

В Киокушинкай Санчин-но-ката является одним из фундаментальных ката. Кроме того, Санчин - это одно из немногих ката, которое признается и практикуется во всех ведущих школах каратэ. В Санчине заложены физические и психологические принципы, составляющие неотъемлемую часть каратэ. Санчин закладывает базу для других упражнений, позволяет контролировать расслабление мышц и всеобщую концентрацию, помогает обрести физическое и психическое равновесие.

В Киокушинкай Санчин-но-ката выполняется медленно, с предельным напряжением и силовым дыханием "ибуки". Правильного трехкратного выполнения ката достаточно для полного и глубокого разогрева тела. "Ибуки" выполняется на каждый блок и удар с подбивающим движением таза в конце. Этот "выхлоп" остатка воздуха синхронизируется с самой последней короткой фазой движения. Темп выполнения задается ритмом дыхания: вдох-около 1 сек.; выдох-3-5 сек. (из которых 0,5 сек. занимает "дожимание" остатка воздуха).

Замедленное дыхание расчленяет связки (выполняемые в быстрых ката на одно дыхание) на самостоятельные движения. Каждое из них выполняется на выдох. Исключение составляет характерный для Куокушинкай двойной круговой блок, выполняемый перед корпусом "мае-маваши-укэ", основная (собственно, блокирующая) фаза которого идет без дыхания. На вдох выполняется отвод рук под грудь "хикитэ". Это основной показатель каждой связки.

Остальные вдохи внутри связки несколько короче и как бы имеют промежуточное значение. Отвод рук под грудь (на вдох) выполняется быстрее по сравнению с базовыми движениями, то есть ударами и блоками (разделяемыми более короткими промежуточными вдохами). Отвод рук обычно производится сразу же после завершения подвижных перемещений в стойке или синхронно с короткими и быстрыми поворотами. В этих случаях перемещения и повороты в "санчин-дачи" также указывают на начало связки.

Санчин-но-ката, так же как все ката Киокушинкай, начинается и заканчивается в естественной позиции готовности "фудо-дачи". Однако здесь вводится специфическая для высших ката фаза сосредоточения с закрытыми глазами (в течение 15-30 сек.) в естественной стойке ожидания на прямых ногах, где пятки вместе, а носки разведены в стороны на 45° с последующим выходом с "ибуки" в положение активной готовности. Эта же фаза сосредоточения выполняется перед возвращением в исходную стойку "фудо-дачи".

 

 


Блаженны прыгающие. Ибо они допрыгаются.  Аугуст Сумасбродный


#2 shock

shock

    Инструктор

  • Администрация
  • 2 837 сообщений
  • Gender:Male
  • Location:Москва

Отправлено 05 Сентябрь 2014 - 11:54

Нас тоже при сдаче на зеленый пробивали: нужно было подряд 2 раза прокрутить ката, ассистенты тем временем били в пах, солнечное сплетение, лоу, и по плечам. Особо злобные инструктора иногда пробивали в солн. сплетение на вдохе. (ц)

Во-во. Никогда не понимал этой хрени. Когда в Ша Фут Фане занимался , у нас тоже особо фанатичные с криками :  Тело воина подобно стали! Рубили на набивке куда ни попадя. Гордились синяками , а потом лечились от травм и пропадали из поля зрения. Ну нафига козе баян. От ножа набивка не спасет, а вот умение маневрировать вполне. Вообще по поводу набивки-накатки я уже высказывался , как и в любом другом деле требуется постепенность и постоянство. А то сдуру можно что угодно сломать.


Когда тьма сгущается вокруг, Свет скрывается в самых неожиданных вещах

#3 Jonni

Jonni

    Архат

  • Пользователи
  • 2 066 сообщений
  • Gender:Male

Отправлено 05 Сентябрь 2014 - 16:27

Не знаю, если только рассматривать это как отголоски "железной рубашки" и набивки...Но, в том варианте в котором про них говорят и показывают сейчас, ИМХО, лучше как в Муай Тай нарабатывать. Толку больше будет.



#4 Doc

Doc

    Архат

  • Пользователи
  • 1 363 сообщений
  • Gender:Male

Отправлено 05 Сентябрь 2014 - 21:09

Богдан Курилко доступно и без лишней воды рассказывает о принципах своего стиля. Можно посмотреть на соседнем форуме, а можно сюда пригласить и задать ему вопросы. В том числе, и зачем каратисты напрягаются во время ката.
Старики на Востоке не любят воевать. Старики любят смотреть на красивых девушек, кушать плов и играть в нарды... (с) С.Лукьяненко

#5 shock

shock

    Инструктор

  • Администрация
  • 2 837 сообщений
  • Gender:Male
  • Location:Москва

Отправлено 05 Сентябрь 2014 - 21:59

Богдан очень интересный собеседник , будет здорово если пригласите


Когда тьма сгущается вокруг, Свет скрывается в самых неожиданных вещах

#6 Doc

Doc

    Архат

  • Пользователи
  • 1 363 сообщений
  • Gender:Male

Отправлено 05 Сентябрь 2014 - 22:35

К сожалению, я с ним лично не знаком.
Старики на Востоке не любят воевать. Старики любят смотреть на красивых девушек, кушать плов и играть в нарды... (с) С.Лукьяненко

#7 shock

shock

    Инструктор

  • Администрация
  • 2 837 сообщений
  • Gender:Male
  • Location:Москва

Отправлено 06 Сентябрь 2014 - 07:41

Ладно, я напишу ему. Может сам отпишется, может кого из учеников попросит


Когда тьма сгущается вокруг, Свет скрывается в самых неожиданных вещах

#8 SARS

SARS

    Достойный ученик

  • Пользователи
  • 226 сообщений
  • Gender:Male
  • Location:Дикое Поле
  • Interests:фитнесс-тайцзи

Отправлено 06 Сентябрь 2014 - 12:01

"... или для чего напрягаются каратисты", ИМХО, это у них такой специфический южнокитайский нейгун, с сильным "натяжением сухожилий"

 

http://www.youtube.c...uMG1KkLDg#t=220


Усердие все превозмогает. Порой усердие превозмогает и рассудок.

К.Прутков


#9 Doc

Doc

    Архат

  • Пользователи
  • 1 363 сообщений
  • Gender:Male

Отправлено 06 Сентябрь 2014 - 13:49

"... или для чего напрягаются каратисты", ИМХО, это у них такой специфический южнокитайский нейгун, с сильным "натяжением сухожилий"
 
http://www.youtube.c...uMG1KkLDg#t=220

Это он на кухне или в прачечной?
Старики на Востоке не любят воевать. Старики любят смотреть на красивых девушек, кушать плов и играть в нарды... (с) С.Лукьяненко

#10 SARS

SARS

    Достойный ученик

  • Пользователи
  • 226 сообщений
  • Gender:Male
  • Location:Дикое Поле
  • Interests:фитнесс-тайцзи

Отправлено 06 Сентябрь 2014 - 17:18

Док, понятия не имею


Усердие все превозмогает. Порой усердие превозмогает и рассудок.

К.Прутков


#11 bogdan kurilko

bogdan kurilko

    Полотер

  • Пользователи
  • 18 сообщений

Отправлено 06 Сентябрь 2014 - 22:53

Здравствуйте друзья!

 

По просьюе shok'a хотел бы поучаствовать в этой теме)

Для начала хочу предложить текст в котормо я попробовал обобщить и доступно изложить то, что мне удалось понять про сан чин в течение более чем двадцатилетней практики этой формы. Открою небольшой секрет - это глава из моей книги, которая выйдет в следубщем году)

 

Ката Сан чин - визитная карточка кулачного боя королевства Рюкю

 

Сан чин

 

Среди многочисленных техник и способов их отработки, которыми богата школа Окинавского каратэ годзю рю, значение ката Сан чин трудно переоценить. Это фундаментальная база школы, ее начало и конец, визитная карточка одного из самых известных направлений кулачного боя королевства Рюкю.

 

Про Сан чин ходит множество легенд и с ним связано еще большее количество заблуждений. Его называют «энергетическим», в его движениях пытаются найти сакральный смысл, а в его своеобразном дыхании услышать эзотерическую мелодию буддийских мантр. Реальность как всегда намного проще и при этом значительно интереснее.

 

 

 

Шерше ля фам

 

История ката Сан чин началась в середине восемнадцатого века в Китае, точнее в южной провинции Фуцзянь. На протяжении многих лет эта часть страны была центром борьбы самых различных сил, этаким бурлящим котлом истории, в котором тысячами гибли люди. В ходе постоянных войн коренное население мигрировало в соседние страны юго-восточной Азии, а им на смену приходили беженцы с севера - носители совсем другой культуры. С одной стороны, эти условия не способствовали зарождению системных школ кулачного единоборства, с другой, являлись благодарной средой для высокой концентрации не чуждых войне и насилию людей, готовых эти самые искусства принять и совершенствовать. Вот почему массовое развитие южного цюаньфа начинается только в восемнадцатом веке, но при этом носит достаточно бурный характер.

 

Именно в это время в нашей истории появляется чрезвычайно одаренная представительница прекрасного пола по имени Фан Цинян (1764г. ориент.), дочь известного кулачного бойца Фан Чжуна, который, согласно преданию школы, в совершенстве владел такими стилями южнокитайского ушу, как Лохань Шиба Цюань (18 рук Архатов) и Кулак императора Тайцзу. Их основам он и обучил девушку.

 

Опуская подробное жизнеописание мастера Фан, а также чрезвычайно поэтичное повествование о ее нелегких поисках, необходимо сказать, что в процессе своего постижения кулачного искусства эта женщина столкнулась с тем, что большинство единоборческих школ юга делали ставку на физическую силу и мощные, сметающие, амплитудные движения. Конкурировать на этом поле с крепкими мужчинами для Фан Цинян было практически невозможно. Но вместо того, чтобы сдаться и стать одной из многочисленных китайских домохозяек, она совершает настоящую революцию в мире южного цюаньфа (*кулачного искусства). Она создает кардинально новый метод генерации усилия, то есть иной способ поиска источника силы для удара, броска, толчка либо другого воздействие на «тушку» противника и кардинально новый вариант реализации этой силы. Так, согласно легенде школы, появился стиль Байхэ или Пайхо – Белый журавль. Его стержнем стал комплекс движений, у которого была одна единственная цель: научить адепта формировать совершенно определенную структуру тела, с помощью которой реализовывался уникальный способ формирования усилия. Имя ему Сан чжан.

 

Способ ведения боя, предложенный мастером Фан, был настолько революционным и эффективным, что в последующие годы в провинции Фуцзянь возникла целая плеяда школ цюань фа, в основе которых был свой сан чжан.

 

Королевство Рюкю, с 14 века находящееся в вассальной зависимости от Поднебесой империи, познакомилось с "журавлем” благодаря многочисленным торговым и культурным связям с Китаем - и Сан чжан на Окинавской земле превратился в Сан чин.

 

 

 

Практика

 

Для того чтобы понять, что делает Сан Чин уникальным, нам предстоит пройти несколько этапов. И начать необходимо с внешней формы. Она определяет то внутреннее содержание, которое является главной ценностью этого ката, и которое, наряду с Тенсе, относит его к категории форм семьи Хайшо ката – "формы закрытой руки", что говорит не о сжатой кисти, а о концентрации на "внутренней" работе.

 

Первая задача, которую необходимо решить при принятии позиции Сан чин, – это собрать всего себя в центре, то есть в Тандэн. Этот процесс весьма условно можно разбить на этапы. Условно потому, что все нижеописанное должно происходить в одном моменте времени.

Сначала исполнитель опускает центр тяжести, концентрируясь на стопе так, чтобы каждый ее миллиметр прилегал к поверхности (с особым вниманием на внутреннем ребре). Пальцы ног впиваются в пол. Используя данное "укоренение" как "источник", в буквальном смысле "прикручиваем ноги" к танден, создавая жесткий фундамент стойки.

Следующий этап – гамаку: бедра становятся гипер фронтальными. Многие исполнители ошибочно считают, что главная задача как можно выше поднять таз, словно они замерли в танцевальном па в стиле диско (и это еще самое мягкое сравнение). На самом деле ощущение подкручивания должно быть "внутри" и возникает оно само собой при правильной работе с фронтальностью бедра при неизменном упругом усилии между ногами. В этот момент позвоночник, который в естественном состоянии у любого здорового человека имеет форму латинской буквы S, теряет свой нижний естественный изгиб.

Чтобы исчез верхний изгиб и позвоночник вытянулся «в струну», плечи выводим на одну линию с ушами и серединной линией ноги (генеральские лампасы) и опускаем навстречу бедрам, как бы выдавливая точку на середине груди вперед. Макушка тянется вверх, в результате чего подбородок уходит как бы немного внутрь. Итогом всех этих манипуляций становится особая позиция спины, используя которую, как своеобразный проводник, мы можем в свою очередь прикрутить руки к танден, заканчивая процесс соединения себя в этой точке. Одним из первых и очень важных последствий такой структуры становится особый вид дыхания – абдоминальный.

 

Дело в том, что идеальная работа с фронтальностью бедер обеспечивает тонус мышц пресса на всем протяжении исполнения ката, а правильное положение плеч во время принятия гамаку не позволяет активно включать грудь в дыхание. Таким образом, единственным доступным способом остается дыхание диафрагмой, для инициации которого служит особый вид вдоха, активно связанный с работой мышц шеи. Это не только полезно для здоровья, так как обеспечивается приток крови к внутренним органам, но и делает практически незаметными фазы вдоха и выдоха что, в свою очередь, чрезвычайно важно с точки зрения ведения поединка.

 

Но главная цель необычной структуры тела в Сан чин и абдоминального дыхания – создание особого импульса усилия. "Усилие" в китайском понимании, (чжэн цзи(р) ) — это единое действие всей «тушки», проявляющееся в том или ином воздействии на противника, при котором тело работает максимально эффективно, то есть с наименьшими энергозатратами достигается наибольший результат. В годзю рю основными типами "фирменных" усилий школы являются тсиру но тян тян, тэ-но омон, таи но синсюку или таи отоши. Базой для них служит структура тела, которая в Окинавском каратэ называется "кокучи".

 

Пытаясь его описать, я придумал для себя такой образ. Кокучи – это словно саморез, который закрутили в область танден. От этого самореза через все без исключения части тела натянуты тросики. У тех, кто не занимается практиками подобными сан чин, они безвольно болтаются. Сан чин позволяет провернуть саморез и притянуть одновременно все тросики к центру. С этого момента, для того чтобы привести какую-либо часть тела в движение, достаточно потянуть тросик из центра, что значительно облегчает процесс самого движения, делает его эффективным и энергоэкономичным.

 

При кажущейся простоте это занимает достаточно много времени, но стоит каждого потраченного года. На этапе, когда тело усваивает принцип кокучи, для него становится понятным и способ образования всех видов усилия. Возникает связь сан чин с практикой ката семьи "кайшо" (открытая ладонь), а точнее появляется осознание принципа сан чин (именно принципа, а не напряженных мышц и шипящего дыхания) в каждом движении ката - «сан чин гоши». Сан чин гоши – это наполнение ката, его глубинный смыл. В этом случае ката из непонятной гимнастики превращаются в то, чем они и являются, а именно отработкой способа формирования усилия во всех возможных формах и ситуациях реализации его. На этом этапе исполнение ката становится кардинально другим: от внутренних ощущений до эмоциональных переживаний.

 

Все вышесказанное ни в коем случае не отменяет парной работы. Какие, мосты, одновременность и прочие классические стратегии Годзю рю не могут быть наработаны исключительно с помощью практики ката. И уж совсем обязательным является работа с ударом на макиваре, камне, бревне, мешках, лапах потому, как постановка удара невозможна при исключительной работе в воздух. Но именно ката Сан чин является тем стержнем, на который нанизываются основным практики Годзю: кайшо ката, парные практики подготовки к бою, кумитэ и работа с ударом на предметах составляя единую и цельную систему с мощной основой.



#12 Eraser

Eraser

    Архат

  • Пользователи
  • 2 005 сообщений
  • Gender:Male

Отправлено 06 Сентябрь 2014 - 23:12

"В этот момент позвоночник, который в естественном состоянии у любого здорового человека имеет форму латинской буквы S, теряет свой нижний естественный изгиб." (ц)

О вот это интересно. Когда я занимался японским годзю рю ни слова об этом не говорилось. Постоянно требование идеально-выровненой спины. Зато когда я пришел к Шоку он все три недели пинал меня когда я к нему приезжал чтобы округлить спину внизу в Уцзи. Такие разные системы внешне. И такие схожие внутренние требования


Блаженны прыгающие. Ибо они допрыгаются.  Аугуст Сумасбродный


#13 shock

shock

    Инструктор

  • Администрация
  • 2 837 сообщений
  • Gender:Male
  • Location:Москва

Отправлено 06 Сентябрь 2014 - 23:18

Богдан, как книга выйдет обязательно сообщи. С удовольствием приобрету один экземпляр себе, и еще один для нашей зальной библиотеки. С нетерпением буду ждать, очень мало грамотной литературы по традиционным видам на русском языке


Когда тьма сгущается вокруг, Свет скрывается в самых неожиданных вещах

#14 art-huur

art-huur

    Весьма увлеченный

  • Пользователи
  • 90 сообщений
  • Gender:Male

Отправлено 07 Сентябрь 2014 - 00:16

ну вот! И просто и понятно, благодарю, Богдан. Прочитал с интересом потому, что в процессе занятий "самнезнаюкакназвать"(чисто мои, самостоятельные попытки понять истоки йоги и цигун), но в основе было "расслабление", вдруг неожиданно для меня стали вылезать санчиноподобные движения. Есть небольшие различия - пальцы стоп я предельно расслабляю и когда ловлю центр равновесия, то как бы проваливаюсь в него и тело рефлекторно выстреливает(выставляется) в нужную позицию, происходит это быстро, был в одном положении - стоишь в другом. А так описано очень верно.

#15 art-huur

art-huur

    Весьма увлеченный

  • Пользователи
  • 90 сообщений
  • Gender:Male

Отправлено 07 Сентябрь 2014 - 00:38

Eraser, если поймать точку равновесия и немного терпения, то тело само выстроится и позвоночник, и кулаки, и дыхание. Это как рефлекс.

#16 Eraser

Eraser

    Архат

  • Пользователи
  • 2 005 сообщений
  • Gender:Male

Отправлено 07 Сентябрь 2014 - 08:43

Санчин в японском годзю рю гораздо ближе к тому что делуют в кекушине, ее там фактически рассматривают как ката для набивки


Блаженны прыгающие. Ибо они допрыгаются.  Аугуст Сумасбродный


#17 bogdan kurilko

bogdan kurilko

    Полотер

  • Пользователи
  • 18 сообщений

Отправлено 07 Сентябрь 2014 - 14:45

Уточнение - в Окинавском годзю рю. Хотя Окинава конечно же де юро часть Японии принято разделять Японское и Окинавское каратэ. Причем в силу очевидных различий в технике и целях. Например создатель Японского Годзю рю, а точнее Годзю кай - Гоген Ямагучи с точки зрения собственно школы каратэ зародившейся и в настоящее время развивающейся на Окинаве - недоучка, который отзанимался под руководством наставника школы в общей сумме месяцев шесть. В результате сегодня Годзю кай - это в большей степени его собственные мысли про каратэ)



#18 Eraser

Eraser

    Архат

  • Пользователи
  • 2 005 сообщений
  • Gender:Male

Отправлено 07 Сентябрь 2014 - 18:07

 В нашей дыре это к сожалению было единственное нормальное каратэ( танцевальный шотокан не считается). И тренер мне очень нравился, мы с ним до сих пор дружим. А больше всего мне у него нравилось какие. Потому как в боксе такой работы нет, и после бокса  я очень терялся в захватах. Какие научили меня с ними работать


Блаженны прыгающие. Ибо они допрыгаются.  Аугуст Сумасбродный


#19 8augur8

8augur8

    Посудомойщик

  • Пользователи
  • 40 сообщений
  • Gender:Male

Отправлено 07 Сентябрь 2014 - 22:25

Здравствуйте Богдан! 

Меня заинтересовало ваше сообщение, но хотелось бы прояснить для себя следующие моменты.

 

 

Вы утверждаете, что Фан Цинян изучала Лохань Шиба Цюань и Кулак императора Тайцзу и в процессе постижения кулачного искусства она столкнулась с тем, что большинство школ юга делали ставку на физическую силу и амплитудные движения. Далее, из-за того, что у нее не хватало физических сил - она создает новый метод генерации усилия. Источником этого усилия – является определенная структура тела - Санчин

   

Из текста складывается впечатление, приведу аналогию – Давным-давно люди сражались камнями, но как-то однажды Калашников – изобрел автомат…

К чему это я. Дело в том, что развитие, как правило - происходит поступательно. Из текста же может показаться, что тот же Тайцзу не содержит в себе ничего из того метода генерации усилия, который есть в Цзунхэ, что как минимум странно, некоторое сходство видно на тех же роликах по Тайцзу. Также не менее странными выглядит то, что те представители юга, на которых отрабатывала свое искусство Фан Цинян - делали ставку на силу и амплитудные движения. Это что же, все представители южных школ, кроме Фан Цинян – занимались колхозным боксом?

 

Все сказанное выше, к тому, что это говорит о непонятности для читающего - посылки с которой строится дальнейшее суждении о самом санчин…

Вот Вы говорите, что : «главная цель необычной структуры тела в Сан чин и абдоминального дыхания – создание особого импульса усилия. "Усилие" в китайском понимании, (чжэн цзи(р) ) — это единое действие всей «тушки», проявляющееся в том или ином воздействии на противника, при котором тело работает максимально эффективно, то есть с наименьшими энергозатратами достигается наибольший результат. В годзю рю основными типами "фирменных" усилий школы являются тсиру но тян тян, тэ-но омон, таи но синсюку или таи отоши. Базой для них служит структура тела, которая в Окинавском каратэ называется "кокучи".

 Пытаясь его описать, я придумал для себя такой образ. Кокучи – это словно саморез, который закрутили в область танден. От этого самореза через все без исключения части тела натянуты тросики. У тех, кто не занимается практиками подобными сан чин, они безвольно болтаются. Сан чин позволяет провернуть саморез и притянуть одновременно все тросики к центру. С этого момента, для того чтобы привести какую-либо часть тела в движение, достаточно потянуть тросик из центра, что значительно облегчает процесс самого движения, делает его эффективным и энергоэкономичным.»

 

Однако, я понимаю, что все это уникальное Годзю Рю, особые техники управления тандэном и т.д. Но ведь есть и огромное количество других стилей, например тот же Синъи/Синьи, где также говорится о Танден/Даньтянь, о его взращивании, объединенности всего тела и т.д. Причем без настолько жесткой манеры, какая принята в каратэ… Это говорит, о каких-то особенностях Годзю рю, о которых не было сказано... Собственно вопросы:

 

1. Почему в каратэ, так сильно напрягаются при работе с тандэн?

2. Каковы особенности использования тандэн в отличие от других стилей?

 

Не сочтите за хамство, с Огромным уважением!



#20 Eraser

Eraser

    Архат

  • Пользователи
  • 2 005 сообщений
  • Gender:Male

Отправлено 07 Сентябрь 2014 - 23:08

 

Здравствуйте Богдан! 

 

Меня заинтересовало ваше сообщение, но хотелось бы прояснить для себя следующие моменты.

 

 

 

 

Вы утверждаете, что Фан Цинян изучала Лохань Шиба Цюань и Кулак императора Тайцзу и в процессе постижения кулачного искусства она столкнулась с тем, что большинство школ юга делали ставку на физическую силу и амплитудные движения. Далее, из-за того, что у нее не хватало физических сил - она создает новый метод генерации усилия. Источником этого усилия – является определенная структура тела - Санчин

 

   

 

Из текста складывается впечатление, приведу аналогию – Давным-давно люди сражались камнями, но как-то однажды Калашников – изобрел автомат…

 

К чему это я. Дело в том, что развитие, как правило - происходит поступательно. Из текста же может показаться, что тот же Тайцзу не содержит в себе ничего из того метода генерации усилия, который есть в Цзунхэ, что как минимум странно, некоторое сходство видно на тех же роликах по Тайцзу. Также не менее странными выглядит то, что те представители юга, на которых отрабатывала свое искусство Фан Цинян - делали ставку на силу и амплитудные движения. Это что же, все представители южных школ, кроме Фан Цинян – занимались колхозным боксом?

 

 


 

Я не Богдан, но все же попробую высказать свое мнение. Во первых известно что история востока очень мифологизирована. Но если например почитать историю английского бокса, то можно заметить как в разные времена постеппенно из примитивного рукомахания рождалось искусство. Естественно таких людей было не один, и не два. Но в систему ввел все это маркиз Куинсберри. Так думаю и с Фан Цинян было. Заслуга ее не в том что она придумала что то сверх естественное для тех времен, а в том что сумела систематизировать, и сделала это настолько удачно, что сейчас практически во всех южных направлениях присутствует комплекс Саньчжань


Блаженны прыгающие. Ибо они допрыгаются.  Аугуст Сумасбродный





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных